Седельниковский школьный музейный комплекс
Характеристика музея
"Ступени поколений"
Муниципального образовательного учреждения
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
В Седельниковского муниципальном образовании нет значительных архитектурных памятников, но более чем 200-летняя история села Седельникова хранит много значительных имен, событий, фактов, заслуживающих благодарной памяти потомков. Много здесь мест, достойных почитания. Эти места связаны с трагедией гражданской войны, с памятниками и обелисками погибшим в годы Великой Отечественной войны, с сибирскими деревнями, многих из которых сейчас нет на карте района.
Любовь к родному краю, его природе, истории, культуре – это то, из чего вырастает чувство патриотизма. Именно поэтому воспитание школьников на традициях старших поколений занимает одно из центральных мест в системе патриотического воспитания учащихся МОУ «Седельниковская СОШ № 1».
Главную роль здесь играет школьный музейный комплекс «Ступени поколений», руководителем которого является «Заслуженный учитель Российской Федерации» Морозова Нина Федоровна. Комплекс состоит из музейной комнаты «История школы», зала Боевой Славы, макета землянки времен Великой Отечественной войны, музейной комнаты «Седельниковский край в отражении времени», музейной комнаты «Земляки в боях за Родину», кабинета истории общей площадью 280кв.м.
Основные фонды музея – 4200 экспонатов (фотографии, документы, предметы быта, личные вещи, воспоминания, письма).
Вспомогательные фонды музея – 2100 экспонатов (газеты, вырезки из печати, ксерокопии, сочинения, рефераты).
Все стенды музея расположены в хронологическом порядке, имеются сопроводительные тексты, этикетки, номера. Работа проводится в рамках программы «Школьный музей», разработано Положение о музее, годовые планы.
Целенаправленная поисково-исследовательская деятельность началась в школе в конце 60-х годов. Учащиеся под руководством директора школы В.А.Махнева, учителя истории Р.С.Шевченко, пионерской вожатой В.И.Седельниковой, учителей физкультуры А.С.Скуратова, Н.П.Шамара, В.П.Ефименко и других прошли по партизанским местам не только в районе, но и за его пределами. Начался сбор материалов о гражданской войне – трагической странице в истории нашей страны. В работу активно включилась вся школа. Ново-Михайловка, Верхняя Баклянка, Кирпичное, Унара, Кейзесс… С названиями этих деревень связано мощное партизанское движение отряда под руководством А.И.Избышева.
Учащиеся школы начала 21 века с учителями истории пытаются актуализировать исторические материалы о гражданской войне, восстановить имена репрессированных жителей села, вернуть доброе имя труженикам земли, которых считали «врагами народа». Во время коллективизации 30-х годов прошлого века жители одной на всю область деревни Покровки Седельниковского района не вступили в колхоз. Они были лишены всех гражданских прав. Но они жили, работали на земле, защищали ее в годы войны. Ученица школы Чехомова М. написала об этой деревне научно-исследовательскую работу «Русская исключительность»(рук.Морозова Н.Ф.) и стала лауреатом Всероссийской конференции «Отечество» в Москве в 1998 году.
В 1970 году в здании школы был открыт Зал Боевой Славы, а в 1977 году - Землянка времен Великой Отечественной войны, ставшие своеобразным центром воспитательной работы школы. С этого момента начался новый этап поисковой работы, связанный со сбором материалов об участниках Великой Отечественной войны.
Со слезами на глазах выходят всегда из Землянки гости-фронтовики, закуривая по привычке махорку из подаренного кисета.
Думается, что 10 минут, проведенных учениками в Землянке, при тусклом свете коптилки, на нарах, покрытых плащ-палатками, у грубо сколоченного стола, на котором лежат недописанные письма солдат, ложка, гильзы, патроны, заменяет им десятки бесед. В Землянкенужно побывать, чтобы оценить ее значение.
Вот что написано в Книге отзывов:«Мы, фронтовики, поколение 40-х годов, сердечно благодарны педагогам и учащимся за хорошую встречу. Землянка напомнила нам о днях, проведенных на фронтах с фашисткой Германией. Желаем коллективу в дальнейшем воспитывать молодое поколение на боевых традициях» (21 подпись). «Очень большое и нужное дело – школьный музей. Здесь запечатлены частички судеб учителей и учеников. Как важно, что в наше время учителя и ученики этой школы остаются гражданами великого государства. Спасибо вам». (Преподаватели ИПКРО)
Создавая школьный музейный комплекс «Ступени поколений», учителя, учащиеся и их родители сделали очень многое по изучению истории Первой мировой войны и гражданской войн, истории района в годы Великой Отечественной войны, участии жителей села в афганских и чеченских боевых действиях. Собрали материал по истории школы с начала ХХ века. Но в ходе поисковой и исследовательской работы в эти годы мало была затронута проблема жизни людей, их быта, обычаев, традиций – немых свидетелей истории сибирских деревень. Поэтому юные краеведы в конце ХХ века занялись составлением летописи сибирских деревень, открыли музейную комнату «Район в отражении времени», создали «Карту исчезнувших деревень и рек Седельниковского района». Для координации всей работы создан Совет музея (рук.Морозова Н.Ф.), который занимается планированием, организацией деятельности и контролем. Собран, систематизирован и популяризируется материал по истории учебного заведения, открыта музейная комната по истории школы, где имеются экспозиции «Учителя и директора школы», «Медалисты», «Спортсмены», «Имигордится школа», «Печать о школе», «»Наши достижения».
Летописцами написано 20томов летописи школы, в 2005 году издана книга «Летопись Седельниковской средней общеобразовательной школы №1». Совет музея ведет большую поисково-исследовательскую работу, в течение года в музее проходит 40-50 экскурсий для учащихся школы, ветеранов войны и труда, учителей, руководителей, общественности, туристов-краеведов из других районов области и школ, идет активное сотрудничество с районным Советом ветеранов, районным «Музеем истории», Омским, Тарским и Тобольским архивами, областным Центром детско-юношеского туризма. В школьном музее проходят уроки истории, литературы, краеведения, географии, конференции и слеты, торжественные линейки и юбилейные встречи выпускников разных лет. При музее работает кружок «Историки-краеведы» (рук.Морозова Н.Ф.), группа летописцев, отряд «Исследователи», секция краеведения научного общества учащихся «Поиск», группа журналистов, освещающих краеведческую деятельность в местной печати и на телевидении. Еще одно направление деятельности Совета музея-шефство над памятными местами села и уход за могилами ветеранов войны, оставшимися без присмотра. По инициативе школы напротив здания учебного заведения был поставлен памятник Герою Советского Союза, выпускнику школы, погибшему в годы Великой Отечественной войны, М.В.Кропотову.
При музее создана детская общественная организация «Возрождение» (165человек), которая занимается восстановлением исторической памяти сел и деревень, исчезнувших с карты муниципального образования за ХХ столетие. Члены организации ходят в походы по местам исчезнувших деревень, организуют встречи, экскурсии, праздники, выставки, семинары, проводят ежегодный сбор-отчет на месте бывшей деревни Кайбаба, сотрудничают с газетой «Сибирский труженик».
Актив музея – победители районных, областных и российских краеведческих конференций и олимпиад.
Школьный музей является источником новых знаний, результатом совместного коллективного труда учителей, учащихся, родителей, выпускников школы, своей деятельностью он способствует развитию гражданской инициативы детей и взрослых в деле преобразования социально-культурной ситуации на селе.
Поиск и сбор краеведческого материала, учет и хранение собранных документов, их научная проверка, систематизация, оформление, экспонирование материалов, яркие экскурсии и примеры из жизни людей, живущих на седельниковской земле, встречи с интересными людьми, пропаганда собранного материала – все это способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе, помогает поддержать и сохранить у ребят устойчивый интерес к истории родного края.
Вот что написал ученик 6 класса Бурюкин С.в своем сочинении после посещения школьного музея: «В одном из альбомов Летописи школы я нашел фотографию своей мамы, которая тоже училась в нашей школе, и рассказал ей об этом. Экскурсовод Шамара М.обратила наше внимание на фотографию трактора, сделанного из металлолома, собранного учениками школы в 60-ые годы. Неотъемлемой частью школьного музея является фронтовая Землянка. Я видел там макет снаряда от танка, военную каску, печку-буржуйку. В печке мигает лампочка, и кажется, что горят дрова. Такая печка согревала солдат зимой после боя. В Землянке есть нары и стол, на котором лежат гильзы от патронов, листок бумаги и карандаш. Солдат писал письмо домой своей маме: «Я жив, здоров… Он старался не волновать ее своими трудностями».
Организация «Возрождение» всколыхнула общественное мнение жителей муниципального образования. В эту работу вовлечены родители, выпускники школы, которые пишут воспоминания о своей малой Родине, местные поэты и композиторы создают стихи и песни об исчезнувших деревнях.
В последний год своей жизни вел активную переписку с руководителем штаба «Возрождение», ученицей школы Марией Кальк уроженец исчезнувшей деревни Воскресенки нашего района, известный русский поэт Леонид Чашечников, живший последнее время в Подмосковье. Школьная телестудия «Радуга» создала несколько видеофильмов в память о «забытых деревнях, один из них стал победителем областного конкурса «На рубеже веков» в мае 2000 года.
Члены организации «Возрождение» за последние годы становились победителями и лауреатами областной и Всероссийской конференций «Отечество», олимпиады по краеведению в Москве, Научного общества учащихся, различных краеведческих конференций районного, зонального, областного, всероссийского уровней (О.Силявина, Ю.Силявина, Т.Сытенко, М.Кальк, Н.Кальк, М.Чехомова, Н.Колесникова, М.Шамара). Организация в 2003 году получила премию Губернатора области «За работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения».
Авторская программа «Возрождение» в 1999 году стала лауреатом Всероссийского конкурса воспитательных программ развития детского самоуправления, организация «Возрождение» признается лучшей в районном патриотическом движении «Уголок России – отчий дом», учителями истории Н.Ф.Морозовой, Р.С.Шевченко и членами организации «Возрождение» написана и в 2000 году вышла в свет книга «Заиртышские дали» по истории родного края, ими же создан учебник по краеведению «Край мой отчий», которым пользуются все школы района. 80% школ используют в своей деятельности программу «Возрождение».
Общественная организация «Детский орден милосердия» появилась при музее школы тоже в 1995 году. Это Всероссийская детская организация, члены которой в нашей школе шефствуют над домом ветеранов войны и труда «Березка», расположенном в микрорайоне школы. Около 40 человек взрослых и детей (рук.Колосова М.С.) осуществляют посильную трудовую помощь, поздравляют ветеранов с праздниками, готовят концерты, конкурсы, газеты-поздравления. Ребята из школьного театра с удовольствием выступают перед бабушками и дедушками со своими спектаклями. Районный досуговый центр тоже оказывает детям посильную помощь в проведении праздничных концертов.
Молодежная организация юных журналистов «Свой голос» (рук. Глебов А.Н.) существует в школе с конца 90-х годов.
Основные направления работы – выпуск внутришкольных газет, выпуск страницы «Детский остров» в районной газете «Сибирский труженик», работа школьной телестудии «Радуга», которая тесно сотрудничает с филиалом 12 канала областного телевидения. Школьная телестудия – неоднократный призер и победитель областных конкурсов видеофильмов. Средства детской массовой информации освещают работу по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Телепередачи о лучших людях села, исторических и культурных памятниках нашего муниципального образования, об экологических проблемах родного края формируют у юных и взрослых зрителей гражданское самосознание.
В рамках 65-летия Победы в школе разработана и успешно реализуется программа «Наследие».
Она предполагает Уроки Мужества, Вахту Памяти, конкурсы сочинений и рисунков «памяти дедов и отцов», оборонно-спортивный турнир «Орлята России», фестиваль детского и юношеского творчества «Слушай, память!», конкурс литературно-творческих работ «Листая семейный альбом», юбилейные походы-эстафеты «Наследники Великой Победы» и многое другое. Спланирована совместная работа школы и Совета ветеранов, районного музея, досугового центра, комитета по молодежной политике.
В 2003 году учащиеся школы провели экспедицию «Обелиск» по памятным местам муниципального образования, сделали телепередачу, привлекая внимание общественности к истории обелисков и их нынешнему состоянию и содержанию. По материалам экспедиции была написана «История памятных мест муниципального образования», которая вошла в готовящийся альбом «Памятные места Омской области». Данная работа была проведена совместно с Муниципальным Советом ветеранов. Под руководством педагогов Измайловой Г.П. и Ширяевой С.М. был создан Путеводитель по памятным местам села Седельникова, подготовлены и проводятся аналогичные автобусные экскурсии для учащихся и гостей школы. В 2004 году проведена реэкспозиция музейного комплекса «Ступени поколений», связанная с подготовкой к юбилею Победы над фашисткой Германией. Помимо экспозиций «Из истории русской армии», «Гражданская война и военная интервенция», «Памятные места в муниципальном образовании», «Выпускники школы-участники войны», «»Герой Совтского Союза, выпускник школы М.В.Кропотов», «Воины-интернационалисты», «Участники войны муниципального образования», появились новые: карта «Фронтовые дороги седельниковцев», «По партизанским тропам П.А.Копысова», «Тыл фронту»,Герой советского Союза – Макаров М.А.», «Школа в годы войны», «Хроника маршрутов поисковых отрядов школы», «Директора школы –фронтовики», «Ветераны войны с.Седельниково», «Воины-интернационалисты», «Афганистан. 15 лет спустя …» и другие.
Проведена акция «Ветеран» по подворному обходу членами Совета музея семей ветеранов войны и вдов, составлены списки участников войны по фронтам, ведется переписка с выпускниками школы, вдовой Макарова М.А., участниками военных действий, проведено дополнение районной Книги Памяти, в школе проводится чествование старейших жителей села, осуществляется уход за могилами ветеранов войны и труда Медведева, Шушакова, Абросимовых, проведен сбор-поиск воспоминаний «Военная юность моя», постоянно проходят встречи с ветеранами по классам «Глазами тех, кто был в бою», радиопередачи по школьному радио в Дни воинской славы России.
В июле 2004 года в школе состоялся вечер-портрет, посвященный 80-летию бывшего директора школы, ветерана Великой Отечественной войны Махнева В.А. Зимой этого же года учителя и ученики с почетом проводили в последний путь бывшего учителя школы, фронтовика Гололобова Н.Н. Учащиеся школы пишут сочинения на тему «Мир без войны», создают поделки из природного материала «Подарок ветерану», рисунки «Памяти дедов и отцов», проводят встречи поколений, музыкальные вечера «Песни в военных шинелях», «В лесу прифронтовом», приглашают ветеранов войны на все торжественные мероприятия в школе.
Члены Совета школьного музея проводят торжественное посвящение в отряд «Исследователей», конкурс экскурсоводов, торжественную смену экскурсоводов, творческие встречи с кружковцами-краеведами Областной станции туристов, принимают делегации из других районов области (Колосовского, Марьяновского, Нижнеомского, школ Седельниковского района), открыли сайт в Интернете о музее МОУ «Седельниковская СОШ № 1».
В 2004 году музейный комплекс школы назван опорной площадкой регионального уровня по патриотическому воспитанию молодежи.
В 2006 году выпускником школы Логиновым Е.Л. издана 1 часть альбома «Афганский дневник».
Составители: Руководитель музея, учитель истории, «Заслуженный учитель Российской Федерации» Н.Ф.Морозова
Заместитель директора по воспитательной работе А.Н.Глебов
Ссылка на сайт школьного музея
© AlexIVS